пятница, 24 апреля 2009 г.

Посткризисная экономика

Хочу-таки вернуться к вопросу, что происходит с экономикой, которая сталкивается с конечностью спроса на производимые товары.
Формулировка вопроса здесь.

Итак, как действует капиталист на "обычном" рынке, когда "работают" экономические модели, построенные на кривых спроса и предложения, то есть спрос и предложение взаимовлияют друг на друга?
(Я рассматриваю "большую" экономику, поэтому "капиталист" один - так что конкуренции нет. Разумеется, она есть, и "внутренняя грызня" серьезно затрудняет получение прибыли (к счастью для потребителя), но на общую картину это не сильно влияет.)
Капиталист, согласно всем теориям, ОБЯЗАН получать прибыль. Иначе он не может "развиваться" (наращивать денежную мошну).
А поскольку спрос на товар зависит от цены, капиталист имеет возможность "играть" ценой. Он производит товара больше, чем требуется в ТЕКУЩЕЙ точке рыночного равновесия, а продает товар ДОРОЖЕ, чем требует эта точка.
Так как кривые спроса и предложения не учитывают фактор времени (а капиталист - учитывает!), то точка спроса постоянно смещается в сторону увеличения количества товара, пока не достигает "стены" в виде неэластичного спроса, обусловленного конечностью числа потребителей.
Для наглядности - картинка.


НО! Капиталист-то УЖЕ произвел больше товара, ожидая, что он будет иметь спрос!
И в этот момент раздаются вопли "о боже! кризис! спрос не растет!!!".
Разумеется, имея "мошну", капиталист начинает выкручиваться, создавая "новые" товары (типа "а теперь наши сигареты в коробочке с круглыми краями", "а бутылка пива теперь зеленее" и тп), но и это работает недолго.

Лирическое отступление о "мошне".
Это - основа основ современной экономики. Без нее капитализм вылетает в трубу. Все устои рушатся. Ибо основная задекларированная цель капитализма - рост "мошны".
Что же она собой представляет? "Мошна" капиталиста - это его "тихая заводь" и одновременно его "I've got the power!" - власть и сила. В любой момент из этого озера может быть отведен ручеек для перестройки производства, обновления, подкупа, затыкания неугодных ртов и прочее - в общем, все средства хороши, лишь бы озеро становилось все больше.
Основа же наполнения озера, как было сказано выше - возможность играть со спросом, получая сверхприбыли.
Но такую массу энергии, чтобы она сохранялась в покое (в недоступности для других), надо охранять! Поэтому используются толпы юристов, запутанные схемы в банках, оффшорные зоны, лоббистские структуры и тд, и тд, и тд...

Если посмотреть в исторической ретроспективе, то можно увидеть подобные картинки "затыка" и в прошлом.
Так, "Длинная депрессия" 1873-1896 годов была отчасти вызвана насыщением рынков сельхозпродукцией, а техническая революция вкупе с антитрестовскими законами позволила найти новое применение "мошне" капиталистов.
"Великая депрессия" 1929-1933 годов разрешилась за счет освоения новых рынков стран "третьего" мира.
Рецессия 1980-1982 привела к развалу СССР, опять таки "выплеснув" в мир новый рынок. А Китай с Индией - вообще "находки".

Интересное наблюдение приводится тут - все мировые кризисы заканчивались войной, которая давала стимул для развития производства в виде нового рынка сбыта. В том числе и выход из кризиса дот-комов ознаменовался борьбой против терроризма и вторжением в Ирак. Но это так, к слову.

Вернемся к настоящему моменту.
Сейчас все потенциальные рынки "окучены". Сферы услуг поделены. Непроизводственная сфера (банки, биржи) раздута "до нельзя". Весь мир представляет собой одно большое казино. Выхода товаров за границы планеты не предвидится.

Так к чему мы идем?
Возьмем для примера товар, достигший точки "конечного" спроса.
Это может быть соль, спички - что-то простое.
"Дешево и сердито".
Со стороны нас, как потребителей, все понятно - пришел в магазин, взял с полки, положил в корзинку, оплатил. В большинстве своем даже на ценник не посмотрел.
С точки зрения производителя - есть у меня в ассортименте такой товар. Я его добываю, очищаю, фасую, развожу. Спрос понятен, конечен, неизменен. Играть ценой - невозможно. В смысле - произойдет сокращение спроса. А зачем это делать, когда максимум, что можно выжать из товара, находится в точке "А" (см. график)?
Поэтому товар для меня как капиталиста, попадает в разряд "неприбыльных". Хотя, конечно же, товар генерирует прибыль, но не позволяет наполнять "мошну". Поэтому товар остается в ассортименте, как-то иногда рекламируется, подвергается "оборачиванию в новые лейблы", сегментируется - в общем, из него выжимается по максимуму согласно средствам современного маркетинга. Но и этим возможностям приходит конец!

И что же происходит, когда те же явления начинают происходить с "недешевыми" товарами?
А вот 2009 год и происходит...
Капитал мечется и не знает, как заставить покупателя покупать больше. Как и на чем выжать "новизну" из "старых" товаров. Как сократить "непроизводственные" расходы на юристов, консультантов, маклеров. В "товар" уже превратился не автомобиль, а "возможность ездить на современном авто" - то есть покупается теперь не конкретный автомобиль, а постоянно обновляемая модель (это, конечно, не продается пока еще явно, но была бы идея). Ну и обслуживание, разумеется, включено в товар.

Так к чему все идет?
Видимо, к спонтанному сокращению бумажной волокиты в виде договоров, споров, неустоек, к повышению доверия между компаниями. В том числе и в госструктурах. Ибо чем они отличны от капитала? Только наличием войска...
И, в глобальном плане, должен произойти пересмотр цели бизнеса. Это будет не бездумное накопление "мошны", а получение нематериальных выгод. Удовольствие от творчества, от восхищенных глаз клиента, от сознания качества собственного продукта...

И все это - не за горами. Если, конечно, не найдется у капитала повода развязать "маленькую войнушку для поднятия жизненного тонуса". Но, будем надеяться, что капитал понимает, что "войнушка" неизбежно приведет к сокращению количества покупателей. А ему это сейчас ой как невыгодно!!!

2 комментария:

  1. Очень приятно неожиданно наткнуться в сети на интересные свежие мысли.

    Думаю, что один из выходов для современного капитализма - в создании новых потребностей. Чем он, в принципе, и пытается заниматься.

    Взять тот же Twitter. Ребята создали новую потребность в микроблоггинге для кучи народа. Сейчас планируют выпускать "твиттерфон", на который обязательно найдутся покупатели. Вот и новый рынок готов :-)

    Создание новых потребностей - это, конечно, сложный путь, не все компании к нему готовы, но очень хороший выход из сложившейся ситуации.

    ОтветитьУдалить
  2. Прочитал. Это и не наука и не поэзия. Т.е. и не точно (неправильно) и не слишком интересно (только общеизвестные мысли). Ну, и плюс пожелания типа "будем надеяться, что капитал понимает" - это совсем не класс.
    Повторю: без понимания "Капитала" Маркса не понять природу и механизм текущего глобального экономического "кризиса". Только пошлые (банальные) рассуждения в ветвях "экономической буржуазной науки типа экономикс, не предназначенной для для турбулентных режимов". Почему в ветвях: Потому что "буржуазно типа научно мыслящих соловьев". :))) Не сердись! :)))
    Клейн.

    PS: "В том числе и в госструктурах. Ибо чем они отличны от капитала?" - Круто! :))) Так может говорить лишь поэт. Он не обязан понимать, что такое "капитал" и что такое "государство". :))) -

    Ибо - ! :))))) - чем они отличны? -
    Оба наёбывают и берут наличные!
    И капитал, и в госструктурах (и даже в войсках!) -
    В глобальном плане посылают нах.

    Видишь? Хотя бы в рифму. :))))
    С дружеским приветом!
    Кл.

    ОтветитьУдалить