понедельник, 6 апреля 2009 г.

Сказания далеких скал

Как-то раз Орленок сидел в задумчивости
- Послушай, Старик, - спросил он, - Я летал вчера высоко над селом и слушал людей. И уловил постоянно исходящую от них непонятную энергию. Я назвал ее словом "хочу". Объясни мне, что значит - хотеть?
Старый Орел улыбнулся.
- Что ты делаешь, когда твой желудок говорит, что он голоден?
- Я взлетаю в небо и ищу добычу.
- А что ты делаешь, когда пронзительный ледяной ветер дует со всех сторон?
- Я ищу место в скалах, где он не такой злобный и распушаю перья.
- А почему бы тебе не свить гнездо и не наносить туда еды? Ты всегда будешь иметь безветренное теплое место, а когда проголодаешься - не надо будет летать.
- Хм... - задумался Орленок. - Гнездо мне понадобится, когда у меня будут дети, которым нужна помощь. А еда, припасенная заранее, может сгнить. Я же понимаю, что поиск еды - это тоже еда, а ледяной ветер - проверка, достаточно ли в теле сил для жизни.
- Тогда представь, что ты - только что вылупившийся птенец. Твой желудок требует еды, а родителей по каким-то причинам рядом нет. Да и гнездо прохудилось и ветер дует такой ледяной, что у тебя клюв стучит. Что ты будешь делать?
- Буду пищать и звать родителей.
- Хм... - в свою очередь замялся Орел, - Я понимаю, что это очень сложно, но попробуй представить, что ты и голод - одно, а пища и ветер - совсем-совсем другое, отдельное от тебя...
Орленок глубоко сконцентрировался на этом, напрягая все свое воображение.
- Тогда, - сказал он после долгой паузы, - наверное, я буду излучать энергию близкую к той, что излучают люди. Я буду сетовать на пронзительность ветра и горевать от голода и того, что родители меня бросили. Я буду "хотеть", чтобы все безобразия прекратились, чтобы меня накормили и укрыли и успокоили.
- А если родители все-таки прилетят с едой, накормят, поправят гнездо?
- Я буду очень рад этому.
- А когда в следующий раз они оставят тебя надолго?
- Я буду негодовать, ругать их и требовать помощи.
- А когда вырастешь?
- Вряд ли что-то сильно изменится в моей жизни. Я буду по-прежнему сидеть в гнезде и требовать еды и тепла. Зачем выпрыгивать из гнезда в пропасть? Крылья могут не раскрыться и я... И это тело может погибнуть...
Орел снова улыбнулся.
- Видишь, ты все-таки не смог удержаться в таком непонятном, разделенном мире. В котором есть желания и способы их удовлетворения через требования и завоевания. Когда человеческий ребенок под нажимом воспитания отделяет себя от остального мира, возникают его желания, его "хочу".
- Подожди, Старик! - возразил Орленок, - но ведь у меня будут дети. И я ощущаю энергию, близкую к желанию, чтобы они выросли могучими и красивыми орлами.
- Да, - ответил Орел, - это очень похоже на желание. Но что ты будешь делать для того, чтобы желание осуществилось?
- Буду вить им гнездо, носить пищу...
- Это естественно. Я спрашиваю, что ты будешь делать для этого сверх того, что заложено в нас природой? Будешь ли ты строить усиленное гнездо или носить больше пищи и все время сидеть рядом с пищей, пока они спят? Будешь ли ты оберегать их от первого прыжка в пропасть?
- Нет, Орел... - задумчиво произнес Орленок, - пожалуй, я буду их просто любить.
- Будешь ли ты любить их больше, чем птенцов других Орлов?
- Нет, пожалуй, так же сильно буду любить все птенцов как своих собственных.
- Вот видишь... Ты сам себе ответил про желание и "хочу"... Люди очень часто "хотят" чего-то противоестественного. И, кстати, часто находят решения для своих желаний. Но обычно эти решения оборачиваются для них источником бед и страданий. Они придумали жилища от холода - но в них жарко летом. Они придумали охлаждающие штуковины, и теперь вообще плохо переносят климатические колебания. К тому же, жилища настолько тяжелы, что люди оказались привязаны к тому месту, где построили жилища. Чтобы иметь возможность отходить дальше от жилища, они придумали тарахтящие машины, и теперь задыхаются от них...
- Так что же может остановить их от придумывания этих губительных для их счастливой жизни вещей?
- А что останавливает птенца в гнезде от злобы на весь мир?
- Ощущение, что все идет так, как надо, что родители недалеко, что еда и тепло придут вовремя.
- Люди такое ощущение называют "вера". Не слепая безумная глупая детская вера в то, что все как-нибудь само устроится. А именно Вера в мудрость мира, в то, что происходящее вокруг - это и их рук дело, что со временем все взрослеют, что у орлят вырастают крылья и они могут научиться летать.
- Но ты же сам заставил меня представить себя в качестве птенца, который никогда не вылетит из гнезда?
- Заставил, да. Чтобы ты лучше почувствовал. А теперь скажи, что мешает тому Орленку полететь?
- Только его собственное представление о том, что он ничего не может. Или что ему кто-то обязан приносить пищу. Хотя это одно и то же.
- Верно. Так что его "неспособность" летать - всего лишь следствие его искривленных желаний в детстве.
- А как же ему объяснить это?
- Об этом я хотел бы услышать от тебя... - произнес старый Орел, и прыгнул со скалы вниз, как когда-то много лет назад сделал первый шаг из гнезда в неизвестное. Лишь далеко-далеко внизу расправились могучие крылья и он заскользил над самой поверхностью земли...

1 комментарий:

  1. Апостол самоубийц!
    Орлятам нужно физику дать почитать, про закон всемирного тяготения :)

    ОтветитьУдалить